Северная Фиваида (Вологда-Кириллов-Ферапонтово) 8-10 марта

  Паломническая поездка "Кириллов-Ферапонтово-Вологда" раскрыла для нас новые пласты сведений из истории, географии и духовной жизни северной области государства Российского, оживила красоту северной Фиваиды (термин был введен в обиход православным писателем Андреем Николаевичем Муравьевым, опубликовавшим в 1855 году свою книгу размышлений о паломничестве по Вологодским и Белозерским святым местам под названием "Русская Фиваида на Севере"). А.Н.Муравьев писал: "Здесь, в тихом уединении, где неожиданно нашел я себе летний приют, под гостеприимным кровом радушного владельца, здесь предпринимаю описание родной нашей Фиваиды, которую только что посетил в пределах Вологодских и Белозерских. Едва ли кому она известна из людей светских, а многие однако же слышали о Фиваиде Египетской и читали в патериках Греческих о подвигах великих Отцев, просиявших в суровых пустынях Скитской и Палестинской. Но кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился, в исходе 16 столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера? На пространстве более 500 верст. от Лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников, где уже мирные люди как бы вынуждены были вслед за ними селиться и составлять свои обительные грады там, где прежде особились одни лишь келлии. Преподобный Сергий стоит во главе всех, на южном краю сей чудной области и посылает внутрь её своих учеников и собеседников, а преподобный Кирилл, на другом её краю, приемлет новых пришельцев и расселяет обители окрест себя, закидывая свои пустынные мрежи даже до Белого моря и на острова Соловецкие".

 Эта поездка приблизила нас к истокам наследия преподобного Сергия Радонежского. Растопила наши сердца работа вологодских энтузиастов по восстановлению усадьбы родителей нами почитаемого святителя Игнатия Брянчанинова в Покровском. Труд достоин благодарности. Восстанавливается из руин поруганная история государства Российского. Дается время и нам на восстановление нашей души. Своей малой толикой (поданными записками на свершение служб за детей, внуков и близких) мы поспособствовали поддержанию жизни в возрождающихся обителях православия и монастырского наследия Руси. Получили духовный заряд на укрепление молитвенности в своей душе. Сплоченность группы создавала ощущение единой семьи. Не очень теплая северная погода компенсировалась бодрым настроением и теплотой взаимоотношений паломников в группе. Хорошая продуманность плана поездки и доброжелательность сопровождающего экскурсовода помогали в нашем пути.

Алексей Торопов.